Главная » Файлы » Учебно-методические материалы

Учителя, взрастившие целый город
[ Скачать с сервера (4.65Mb) · Скриншот ] 27.05.2017, 10:34

Конспект урока на тему

«Учителя, взрастившие целый город»

Тип урока - урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Вид урока – урок - обсуждение

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации имеющегося знания о профессии «учитель», развивать умение перехода от частного к общему (на примере конкретного учителя), научить видеть каждое новое знание (на примере профессиональных и личных качеств учителя).

Содержательная: научить обобщению, научить видению связи нового знания с уже приобретенным опытом.

Структура урока

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы.
  • Этап рефлексии деятельности.

Этап самоопределения (3 мин) 

У1: Добрый день ребята! Мы приглашаем вас принять участие в тематическом уроке, посвященном нашим любимым учителям (тема урока написана на доске).

У2: Итак, мы начинаем!

У1: Поднимите руки те, кто уже определился со своей будущей профессией? Если еще не определились, то почему? (учащиеся отвечают)

У1: А теперь задумайтесь над тем, кто помог или поможет вам при выборе профессии или поможет в трудной ситуации? (учащиеся отвечают)

Этап актуализации знаний и фиксирования затруднения (5 мин)

У2: Поднимите руки, кто уже думал о том, какими качествами должен обладать учитель? Пожалуйста, обоснуйте одним предложением свой выбор(индивидуальные ответы)

Как вы думаете, почему ваши ответы так различаются?

Этап постановки учебной задачи, целей урока (2 мин)

У2: Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок, и какую проблему мы будем сегодня все вместе решать? (фиксируем цель или проблему на доске, предполагаем следующую цель: «Выяснить, каким должен быть учитель, чтобы он смог взрастить целый город»)

Этап составления плана, стратегии по разрешению затруднения (5мин)

У1: Мы предлагаем вам ознакомиться с памяткой «Как работать в группе». Приложение 1.

1. Будьте уважительны и добры к каждому члену группы. Выслушивайте каждого. Говорите по существу.

2. Внимательно прочитайте, прослушайте задание. Уточните, всё ли каждому понятно в нём.

3. Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно, красиво.

4. Запишите ответ каждый в своём черновике, если это необходимо.

5. При необходимости обратитесь за разъяснением к товарищу.

У2: Есть ли у вас какие-нибудь вопросы? Будем ли мы добавлять или изменять какое-либо правило? (вносим изменения, если они есть)

У1: Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы решить поставленную нами задачу? (предполагаем – нужно проанализировать информацию о профессии «учитель», рассмотреть примеры из истории, выделить качества настоящего учителя и решить, что нужно делать ребенку, если он решил выбрать профессию учителя)

Этап реализации выбранного проекта (10 мин)

У2: Предлагаем вам самостоятельно разбиться на группы по 3-4 человека для дальнейшей работы.

У1: Вашему вниманию представлены отрывки из детских сочинений на тему «Идеальный учитель. Какой он?» Приложение 2.

У2: Обсудите в группах и попробуйте сформулировать в одном – двух предложениях, кто же такой учитель? (выслушиваем и обсуждаем ответы)

Этап самостоятельной работы с проверкой (15 мин)

У1: А теперь мы предлагаем вам объединиться в три большие группы для дальнейшей работы.

У2: Мы хотим рассказать вам про учителя, который воспитал не одно поколение. Этот человек обладает всеми качествами настоящего учителя (про Коротаеву Ольгу Ивановну + биография в презентации) 

Приложение 3 Презентация

У1: Во время нашего рассказа каждая группа будет выполнять задание, и результаты своей работы представит в конце урока.

Задание для первой группы. Постройте график профессионального роста учителя на примере биографии Коротаевой Ольги Ивановны. Определите, какие действия вам придется предпринять, если вы выберете профессию учителя. Выделите качество характера, которое вам нужно для этого развивать. Приложение 4

У2: Задание для второй группы. Постройте диаграмму распределения интересов современного учителя. Определите, знаниями в каких дополнительных областях вам придется овладеть, чтобы стать идеальным учителем. Выделите качество характера, которое вам нужно для этого развивать. Приложение 5

У1: Задание для третьей группы. Выберите из предложенного списка пять качеств, которыми на ваш взгляд обладает Ольга Ивановна, и пронумеруйте их по возрастанию важности. Приложение 6

 

Таким образом, каждая группа представляет продукт своей деятельности. Мы получаем в общей сложности 7 качеств современного идеального учителя. Ведущие каждое качество пишут на элементах головоломки в то время, пока группа обосновывает свой выбор. Элементы головоломки образуют сердце.

 

Этап рефлексии деятельности (5 мин)

У2: Личность учителя подобно мозаике состоит из разных элементов, и здесь действует простой, но важный закон: отбрось одно качество, и картина уже не будет полной (называем качества, записанные на элементах головоломки).

У1: Но ведь и этого бывает недостаточно. Доброта. Когда она входит в нашу жизнь, все в нас переворачивается (добавляем элемент, нарушая целостность фигуры мозаики. Затем перестраиваем элементы с учетом нового, снова образуя сердце). Но вот, словно круги по воде. Жизнь успокоилась и приняла прежнюю форму, а доброта уже стала неотъемлемой частью личности учителя.

У2: Но и это еще не все. Любовь, к детям и своей профессии. Если человек ничего и никого не любит, он и не учитель вовсе. А если любит, то все в его жизни перестраивается (добавляем новый элемент, аккуратно сдвигаем, снова образуем сердце). И если собрать все качества заново, то хорошо видно, что любовь стала важной частью личности учителя.

У1: Но если у личности учителя так много составляющих, то не будет ли она выходить за рамки профессионального стандарта? Даже сейчас мозаика целостна, в ней нет ничего лишнего. А это значит, что личность любящего свою профессию учителя никогда не потеряет своей формы, даже если он добавляет в нее новые качества.

Если вы считаете, что мы вместе ответили на вопрос: «Каким должен быть учитель?», то напишите на элементах головоломки имя вашего учителя.

 

Приложение 1

Памятка «Как работать в группе».

(вы можете дополнить или изменить любое правило)

1. Будьте уважительны и добры к каждому члену группы. Выслушивайте каждого. Говорите по существу.

2. Внимательно прочитайте, прослушайте задание. Уточните, всё ли каждому понятно в нём.

3. Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно, красиво.

4. Запишите ответ каждый в своём черновике, если это необходимо.

 

5. При необходимости обратитесь за разъяснением к товарищу.

 

https://thecliparts.com/wp-content/uploads/2016/06/free-meeting-clipart-7.jpg

 

 

Здесь можно дописать свое правило:

 

 

 

Приложение 2

Отрывки из детских сочинений на тему

«Идеальный учитель. Какой он?»

А кто такой "учитель"? Это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить то самое лучшее, что в нем есть, чтобы раскрыть то, что ему уже известно.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» - писал Адольф Дистервег.

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь.

Александр Пушкин

Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.

Всего лишь столетие назад большинство населения даже европейских стран вынуждено было решать задачи воспитания и обучения преимущественно средствами народной (семейной) педагогики, имевшей свои как положительные, так и отрицательные стороны. А отдельные лица для воспитания, обучения и пригляда за детьми нанимались только немногочисленными обеспеченными слоями населения (царями, дворянством и духовенством и т. д.) или осуществлялись в узкопрофессиональных целях и только по мере необходимости (воинская подготовка, обучение ремеслу и т. д.).

В разные времена и в разных странах обязанность воспитания и обучения нередко возлагалась на разных людей: воспитателей, кураторов, учителей. Ещё К.Д. Ушинский напоминал учителям о первоочерёдности задачи воспитания по сравнению с обучением. Он указывал на то, что при иной постановке легко можно увлечься обучением знаниями и навыками человека, который вследствие недостаточного или дурного воспитания обратит их во зло, при этом став даже более общественно опасным человеком, чем если бы он остался менее обученным.

 

Конечно, было много педагогов, известных и не очень. Многие учителя посвятили свои жизни делу обучения детей.

Всем известны примеры того, как учителя, в период гонений на них, рискуя собой, обучали детей родной культуре, языку и религии; как в московском метро во время бомбёжек они давали детям уроки; как в партизанских отрядах между боями обучали подростков, с автоматом наперевес...

Все они живы в наших сердцах, и мы помним о них, также как и об их далёких предках, имён которых история не сохранила, поскольку, если бы не они, то каждая новая волна варварства и невежества смывала бы и опрокидывала цивилизацию.

Не зря арабы говорят: «Сердце истинного ученика и истинного учителя связывает незримая нить». Поистине, это нить, связующая поколения!

 

По-моему мнению учитель должен обладать такими профессиональными качествами как трудолюбие, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, настойчивость.

 

 

Приложение 4

 

Задание для первой группы.

 

Постройте график профессионального роста учителя на примере биографии Коротаевой Ольги Ивановны.

Определите, какие шаги вам придется сделать, если вы выберете профессию учителя. 

Выделите качество характера, которое вам нужно для этого развивать.

 

http://il8.picdn.net/shutterstock/videos/2194405/thumb/2.jpg

 

Приложение 5

Задание для второй группы.

Постройте диаграмму распределения интересов современного учителя.

Определите, знаниями в каких дополнительных областях вам придется овладеть, чтобы стать идеальным учителем.

Выделите качество характера, которое вам нужно для этого развивать.

 

http://presportal.ru/wp-content/uploads/2012/08/chart1.jpg

 

Приложение 6

Задание для третьей группы.

Выберите из предложенного списка пять качеств, которыми на ваш взгляд обладает Ольга Ивановна, и пронумеруйте их, по возрастанию важности.

Профессионально-значимые качества,

которыми должен обладать учитель

1. Целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных задач.

2. Уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

3. Желание работать со школьниками - получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.

4. Способность не теряться в экстремальных ситуациях - умение оперативно принимать решения и действовать в соответствии с ними.

5. Обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса.

6. Честность - искренность в общении, добросовестность в деятельности.

7. Справедливость - способность действовать беспристрастно.

8. Современность - осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

9. Гуманность - стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.

10. Эрудиция - широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.

11. Педагогический такт - соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми.

12. Толерантность - терпеливость в работе с детьми.

13. Педагогический оптимизм - вера в ученика и его способности.
 

 

Категория: Учебно-методические материалы | Добавил: Evgeniya
Просмотров: 215 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]