Главная » Файлы » Учебно-методические материалы

Урок "Три состояния вещества"
[ Скачать с сервера (6.67Mb) · Скриншот ] 02.12.2015, 16:32

Три состояния вещества. Различия в строении.

Вы уже довольно много знаете по теме «Строение вещества». Даже больше, чем древнегреческий философ Демокрит, живший около 470 года до новой эры, который считал, что все тела состоят из бесчисленного количества сверхмалых, невидимых глазу, неделимых частиц. «Они бесконечно разнообразны, имеют впадины и выпуклости, которыми сцепляются, образуя все материальные тела, а в  природе существуют только атомы и пустота».

Давайте проведем разминку. Вы с напарником можете сами выбрать вопрос, быстро посовещаться и дать ответ. Повторять вопрос нельзя. Передаете другой паре.

  1. Почему мы уверены в существовании атомов и молекул, ведь мы их не видим?
  2. Почему в полный до краев стакан воды помещается еще несколько ложек соли?
  3. В каком чае быстрее растворится кусочек сахара: в холодном или горячем? Почему?
  4. Почему слипаются хорошо отполированные металлические пластинки?
  5. На вопрос: «Какой длины Октябрьская железная дорога?» - кто-то ответил: «640 км в среднем. Летом на 300 м длиннее, чем зимой». Может ли так быть?
  6. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними есть промежутки?
  7. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?

Знаете ли вы, в каких состояниях может находиться вещество (твердое, жидкое или газообразное). Приведите, пожалуйста, примеры тел, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии. Может ли железо находится в газообразном состоянии, а кислород в твердом? Может, если железо нагревать, то оно при температуре 1535С расплавится, станет жидким, а при температуре 2862С закипит и перейдет в газообразное состояние. Кислород при охлаждении до -183С сжижается, при температуре -219С отвердевает. Значит, при определении состояния вещества следует учитывать его температуру.

В большинстве случаев мы легко можем назвать, в каком состоянии находится тело. Давайте попробуем. Создать затруднение на 4-х видеофрагментах (сначала камень – твердое состояние, потом капля – жидкое состояние, затем желе и метеорит). Спросить, какое это состояние вещества? А вы в каком состоянии вещества находитесь?

Почему же мы не можем однозначно ответить на эти вопросы? Что нужно знать для ответа? Давайте поставим задачи для нашего урока:

- изучить строение твердых, жидких, газообразных тел

- объяснить их свойства

Будем пользоваться теми фактами, которые нам хорошо известны и доказаны экспериментально. Что вы точно знаете о строении вещества?

- все вещества состоят из молекул

- молекулы разделены промежутками

- молекулы движутся непрерывно и беспорядочно

- молекулы притягиваются и отталкиваются на расстояниях, соизмеримых с размером самих молекул. 

В архиве размещены следующие материалы:

1. Полный конспект урока

2. Необходимый вспомогательный материал (вопросы для разминки, учебные тексты, заготовка таблицы, тест)

3. Самоанализ урока

На уроке целесообразно использовать презентацию.

На слайдах № 4 и № 10 каждая картинка является гиперссылкой на видеофрагменты. Три из них (камень, капля воды, желе) есть в архиве. Четвертый можно посмотреть по ссылке.

На последнем слайде расположена ссылка на фрагмент "Вот такие нанотехнологии. Прегпрег."

Каждый из видеофрагментов лучше переустанавливать в презентацию заново.

Категория: Учебно-методические материалы | Добавил: Evgeniya
Просмотров: 569 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]